Второй сезон "Ганнибала" - это сияние.
Не знаю, может, это я такая тупая, но, несмотря на то, что я бесконечно люблю первый сезон и пересматривала его раз шесть-восемь за полгода, мне он всегда казался очень линейным. Очень красиво, разбито на несколько уровней погружения, но их не больше трех. И действительно, можно все уложить в стишок: «Ты - эмпат, я - каннибал, // Ты мне верил, а я врал, // Ты в психушке, я на воле — // Вот и вкратце сериал».
Есть Ганнибал, который "Yes, I eat people. But I'm cute". Он по всем параметрам отрицательный герой: каннибал, жестокий хладнокровный убийца, не преследует никаких "высоких" целей даже в собственном сознании, отличный манипулятор. Но при этом с самого начала он не вызывает отрицательных эмоций даже у тех, кто вначале причисляет себя к Will Graham team. Ганнибал вызывает чисто эстетическое наслаждение. Он всегда одет с иголочки, его прическа остается почти идеальной, даже когда ему жестко бьют морду, его движения скупы, выверены и отточены, его костюмы - произведения искусства. Он невозмутим, умен, хитер и коварен. Но все это делается с таким лицом, что…да какая разница, что он ест людей, зато милый. А еще закрадывается крамольная мысль, что, может, Ганнибальчик изменится?
Есть Уилл, который весь сериал "Somebody help Will Graham". У него это на лице написано с первых и до последних кадров. Очень сильный эмпат, социопат, читает студентам лекции по поведенческому анализу преступников, способен составлять психологический портрет преступника, понять, как и почему было совершено преступление, только взглянув на само место произошедшего. Во втором сезоне ему хватает даже фотографии. Уилл умный, но эмоционально нестабильный. В противовес холеному Ганнибалу образец простоты. Мешковатые костюмы на лекциях, потертые клетчатые рубашки и футболки все остальное время; рыбалка, много собак, которых он подбирает на улице. Кошмары по ночам. Вся его эмпатия очень сильно влияет на его личность, разрушает ее. Почему Уилл Грэм не посещал психоаналитика пожизненно, еще до начала событий сериала? Мне всегда это было непонятно. Он эмоционально нестабилен, он сам об этом знает, так почему? Не хотел чувствовать себя психом? И почему он тогда легко смирился с сеансами у Ганнибала? Несмотря на то, что Ганнибал не называл его пациентом, Уилл приходил к нему на консультации в определенное время, хотя и обладал некоторыми привелегиями – «Тебе не нужно извиняться за то, что пришел ко мне».
Есть Джек Кроуфорд, который больше Морфеус, чем Джек Кроуфорд. Но если Морфеус понятен сразу, то Джек Кроуфорд непонятен мне даже после многократного просмотра. Желание использовать Уилла в расследованиях – это единственное, что в нем понятно. Но почему он, глава отдела поведенческого анализа, сам ничем не занимается?! Когда Уилл сказал ему, что-то типа, а не попробовать бы тебе самому, ты же (не лаптем щи хлебаешь), что на это ответил Джек? «Я этого не слышал. Или слышал?» Я могу предположить, что это не только понт сохранение авторитета в глазах подчиненных, но не могу понять, что именно. И Джек так просто поверил в виновность Уилла…
Есть Алана Блум, которая испытывает симпатию к Уиллу, но никогда с ним не будет, потому что он психически нестабилен. Плюс ко всему Алана – психоаналитик и не может не психоанализировать Уилла. Вкратце их отношения в первом сезоне можно описать именно так. Алана избегает оставаться с Уиллом наедине.
В сериале есть еще много прекрасных и не очень персонажей (из прекрасных – доктор Абель Гидеон (и его играет Эдди Иззард! Эдди прекрасен сам по себе! Впрочем, это не умаляет прекрасности Гидеона), из непрекрасных – Фредди Лаундс и Гаррет Джейкоб Хоббс. Хоббса я весь сериал просто терпеть не могла) но для меня все происходящее укладывалось все в линейную схему: «Ты мне верил, а я врал». Когда Ганнибал говорил: «Я – твой друг, Уилл», я думала о том, что он – прекрасная лживая муся и ничего больше. Совсем ничего больше, совсем ничего глубже. Когда Ганнибал ходил на прием к Беделии Дю Морье (прекрасной Скалли), я задумывалась, догадывается ли она о том, кто такой Ганнибал, но снова ничего больше. И она мне нравилась, но довольно спокойно. Агентом Скалли она для меня была краше.)
И, в общем, «Ты в психушке, я на воле — // Вот и вкратце сериал» – кратко и емко выраженное содержание последних серий. Конечно, я задумывалась о том, почему Ганнибал засадил Уилла. Да, этот вариант напрашивался сам собой с самого начала, тем более, Грэм начал связывать концы с концами, это становилось опасным для доктора Лектера. Но мы же понимаем, что с его умом никакой опасности не было – Ганнибалу ничего не стоило подставить кого угодно, хоть Джека Кроуфорда. Почему Уилл? Мне кажется, ему было интересно поступить именно так. Но чем интересно? Это все оставалось для меня просто понятиями до начала второго сезона. Видно было, что Уилл, как игрушка, развлекает доктора Лектера, но мне не была понятна глубина его интереса. После окончания последней серии еще остались слепые пятна, но не было ощущения неподобранных концов: слепые пятна просто складывались в определенный ритмический рисунок (Пит Мондриан, цвет и не_цвет). Вполне возможно, что так было не только для меня, не мне не хватило мозга заполнить эти пятна – ведь изначально второй сезон и не планировался.
И хотя второго сезона всего пока всего 2 серии – это чистый незамутненный восторг и столь яркое сияние, что на него сложно смотреть. Я не просто близка к эстетическому и сюжетному оргазму, по-моему, он у меня не прекращается все время, что я смотрю эти грешные две серии.))
Раньше я никак не относилась к Алане Блум. Совсем никак. Но, оооо, какая она прекрасная в сознании Уилла!!! Она напоминает мне Электродрель Галадриель, когда Фродо предлагал ей кольцо. Но Галадриэль и вполовину не была так прекрасна, как прекрасна внутренняя Алана. За один этот образ я ее люблю страшно.
Вообще, во втором сезоне она прописана гораздо лучше. Я не могу понять, чем и почему лучше, но я вижу собственную реакцию: по идее, мне полагается беситься, что она не верит Уиллу! Рвать, метать, кидать тапки в телевизор и орать: «Алана, ты дура!» Вместо этого я остаюсь спокойной и испытываю серьезную симпатию к Алане второго сезона. Моменты с ней прекрасны. Смотреть на то, как доктор Блум возится с собаками Уилла, радостно. А то, что Уинстон убегает на крыльцо дома Уилла – это же сплошное мимими! Я всегда считала, что Уиллу так толком и не удастся приручить Уинстона.
Уилл, который пытается включить опухшие мозги, очень трогателен. Но я не могу понять, почему, несмотря на то, что один знает правду о Ганнибале, он не подвергает сомнению результаты томографии. Ведь врач, который ее проводил, был порекомендован доктором Лектером. Более того, доктор Лектер присутствовал при обследовании, ну же, Уилл! Но в этом плане он пока совершенно слеп. Но мне нравится новый сосредоточенный Уилл. Немного более жалкий как пациент психиатрической клиники, чем специальный агент Грэм, но я впечатлена методами его борьбы. Это в очередной раз подтвердило то, что Уилл умный.
Второй сезон очень многоплановый. Очень глубокий. Одна только мысль Уилла – вспомнить, что с ним сделал доктор Лектер, привела меня в восторг! Мне и в голову не приходило, что Ганнибал мог что-то делать с Уиллом, хотя это лежало на поверхности: с такими жесткими провалами в памяти Грэм мог вырубаться и во время сеанса. Да, думаю, Ганнибал и в гипноз мог вводить Уилла незаметно. Теперь я с нетерпением жду, пока Уилл все вспомнит. Мне очень, очень интересно, как и что проделал с Уиллом Ганнибал. Момент с ухом и трубкой был впечатляющим. Причем я же помню, что во время просмотра первого сезона я задумалась, как попало ухо Абигейл в желудок Уилла, но эта мысль не получила никакого развития.
Пока еще много, много непонятного. И это будоражит воображение и вызывает нетерпение. А также много вопросов. Уилл, который в первой серии говорит Ганнибалу, что выведет его на чистую воду, во второй просит стать его психоаналитиком. Зачем? Чтобы держать своего врага еще ближе? Впрочем, искренность Грэм играет отменно. И я уверена, что именно играет. Уилл – не дурак, о нет. Зачем Ганнибал вмешивается в чужие убийства? Подразнить Уилла? Напомнить ему о чем-то? Это чужая игра, он в ней не заинтересован, но при этом доктор Лектер играет на обеих сторонах, и все это вписывается в его собственную игру, мотивы и цели которой мне пока совершенно непонятны.
И как прекрасна в этом сезоне доктор Дю Морье. Если в первом, я отнеслась к ней спокойно, то сейчас визжать готова от того, какая она...пронзительная! О, она совершенно бесстрашно себя ведет. Не просто догадывается – знает. Уже знает. "С чем пришлось смириться тебе?.." И говорит об этом Ганнибалу.
А когда она приходит к Уиллу - это чистый восторг! Опять непонятно, что она имеет в виду, сказав, что Ганнибал делал все для пользы Уилла, но, в любом случае, она пришла помочь Уиллу Грэму, хотя не должна была. Уилл Грэм ей никто. И это ее "I believe you"… Этот просто невообразимый момент. Феерия. Квинтэссенция.
А когда она виртуозно ускользает от Ганнибала… Это вам не Алана Блум!)) Ганнибальчик, одетый в свой защитный костюмчик (кстати, очередной продуманный девайс в арсенале доктора Лектера), проходит в ночи убивать своего психоаналитика Беделию Дю Морье и находит пустую квартиру и мебель, укрытую чехлами. И…свой парфюм в кресле. Свой запах. Ооо!
Вообще, моменты визуализации во втором сезоне меня цепляют гораздо больше. Первый очень красивый, необычный, богатый на визуальные образы. Новые для меня визуальные образы. Но именно второй проезжается по моим нервам. Гипно-Алана, радужка глаза из тел, копыта, бесстрашная Беделия, туфли (sic!) на каблуках, рыбалка Уилла, новые костюмы Ганнибала…
В общем, можно очень долго говорить обо всем, но у меня не хватает формулировок и слов. Надо подробно разбирать все серии как первого, так и второго сезона. Хочу только еще отметить доктора Беверли Катц.
Она и в первом сезоне казалась самой толковой из команды Джека (один из ее коллег мне, вообще, напоминает Андерсена ), но в этом сезоне, думаю, именно она сможет помочь Уиллу доказать его невиновность. Она уже прислушивается к нему. Доктор Катц не играет в «верю-не верю», не пытается убедить в чем-то себя или Уилла, не пытается утешить, она просто будет искать доказательства.